"Не ищите в искусстве новое, ищите вечное", - любил повторять Донатас Банионис слова своего учителя Юозаса Мильтиниса. Теперь список фильмов, в которых сыграл и сумел найти вечное великий советский и литовский актер, придется считать завершенным. "Солярис", "Никто не хотел умирать", "Мертвый сезон", "Командир счастливой "Щуки", "Король Лир", "Приключения принца Флоризеля", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Змеелов", "Операция "Трест", - в кино Донатас Банионис сыграл более восьмидесяти ролей. Лукавый пастор в "Берегись автомобиля" и зловещий председатель клуба самоубийц в "Приключениях принца Флоризеля"; немногословный философ герцог Олбэни в "Короле Лире" и гениальный живописец в картине "Гойя, или Тяжкий путь познания"... Когда Банионису говорили, что ему удалось на экране воплотить образы гениев, он отшучивался: "Да я плохо их сыграл!" И начинал объяснять, что сначала учился у режиссеров, и потом всю жизнь учился - читая Евангелие...
Президент России Владимир Путин направил соболезнования сыну Донатаса Баниониса - Раймундасу. В телеграмме говорится, что это огромная утрата для народа Литвы, для миллионов людей в разных странах: "Мы все помнили и любили Донатаса Юозовича, ценили его талант, удивительное актерское мастерство и личное обаяние, неповторимые работы в театре и кино. Донатаса Баниониса больше нет с нами, но осталось его богатейшее творческое наследие, осталась добрая, светлая память о нем".
Дальше - последние, черные строки в его биографии. Что похоронят Донатаса Баниониса 8 сентября в Вильнюсе, рядом с супругой, умершей шесть лет назад. Что прощаться с актером будут в театре в Паневежисе, где Банионис проработал значительную часть жизни, и на второй день гражданская панихида состоится в Вильнюсе. И что свои соболезнования в связи с кончиной семье Баниониса выразили многие деятели культуры и политики...
"Сейчас вместе со старостью пришла бессонница, и я много думаю ночами. Недавно вспомнил случай, после того как вышел на экраны фильм "Солярис" и мою работу в этой картине хвалили все: и враги, и друзья. Вскорости пришло письмо из Куйбышевской области, в котором одна женщина мне писала так: "Дорогой Банионис, мы Вас очень любим, но больше в такой халтуре, как "Солярис", не снимайтесь никогда..." Глубокое искусство это не для всех. Хотя с Тарковским работать было очень трудно. Очень! Он был бесконечно глубокий человек и весь в себе. Часто не находил слов, чтобы выразить то, что он хочет. Ходит, что-то мыкает, морщится, а ты поди угадай, что ему нужно. Мог несколько раз за час подойти и попросить открыть глаза и закрыть, и посчитать то до десяти, то до двадцати...
В моем багаже - восемьдесят один фильм. А это, поверьте, много. Картина, которая мне принесла известность, - бесспорно, "Никто не хотел умирать". После этого меня стали узнавать. А в этом фильме у меня роль председателя сельсовета, и некоторые горячие литовские головы меня отчаянно за нее ругали. Дескать, я там такой просоветский. Но в картине показана трагедия литовского крестьянства, когда людей эшелонами увозили в Сибирь. Я помню сам этот ужас, когда без суда и разбирательств приезжали на хутор и давали два часа на сборы и все. Старух и грудничков грузили в товарные вагоны только за то, что во дворе было две коровы. Так и было. Я все это видел своими глазами. 15-16 июня 1941 года самые большие эшелоны, груженные литовцами, ушли в Сибирь. У меня до сих пор стоит в ушах крик этих людей. Все не могли понять: за что?..
Я сегодня веду жизнь пенсионера. Живу даже затворнически. То, что творится на улице, понимаю плохо. Но жизнь-то - качели: взлеты и падения неизменно идут друг за другом. Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть, там одно кривлянье. И никто не терзается вопросом: "Быть или не быть?"... Шекспир ушел, остались собачки в цирке. Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучаются им...
Понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты. Может, вам это покажется странным или даже страшным... Живу, и все. Уже не осталось никого из друзей. Из тех, с кем я начинал работать в 1941 году, из моей молодости уже никого не осталось. Она вся на погосте. Уже ничего не цепляет в этой жизни"...
Михаил Швыдкой, доктор искусствоведения:
- Уход Донатаса Баниониса - огромная потеря для европейского, литовского и российского культурного пространства. Банионис был учеником великого Юозаса Мильтиниса, выдающегося литовского режиссера, который учился на одном курсе с Жаном Луи Барро. Мильтинис создал выдающийся Паневежский драматический театр, и Банионис был его верным учеником, который возглавил этот театр после его смерти. Любимцем советской киноаудитории Банионис стал после того, как сыграл советского разведчика в фильме Саввы Кулиша "Мертвый сезон" и литовского крестьянина в картине "Никто не хотел умирать". Он был литовским артистом, связанным со своей землей, он чувствовал дух и плоть литовской земли и одновременно был одним из кумиров и героев всей советской страны. Мы были с ним знакомы более тридцати лет, и за все эти годы он ни разу не изменял себе, что было особенно важно в годы перелома, когда политическая конъюнктура заставляла людей менять свои убеждения.
Банионис был верен себе и своим представлениям о чести, об искусстве, и это были высокие, настоящие представления. Его будет не хватать, как не хватает всегда великих артистов, но он ушел к своим друзьям: Богдану Ступке, Олегу Ефремову, Михаилу Ульянову, Альгимантасу Масюлису, к своему учителю Мильтинису, к тем людям, которые создавали великое театральное и кинопространство некогда великой страны под названием Советский Союз.
Записала Анастасия Рогова